Остановим разрушение отечественного образования!
Реформы в образовании – как и реформы в любом деле – обязательное условие прогресса.
Но система образования – это стратегическое оружие государства, и к ней надо относиться со всей серьезностью. О необходимости реформы образования в России никто не спорит, вопрос не то, чтобы созрел – перезрел. Но вот только как вести эти реформы? В разное время этот вопрос решался по-разному.
ПРИ ЦАРЕ
В царствование Александра II необходимость реформ сознавалась всеми, всем обществом. И не только в социальном устройстве, отмене крепостного права, но и в системе образования. По всей Руси великой в университетах и прочих учебных заведениях произросли профессора «поколения next», с лохматыми шевелюрами и горящими глазами, которые с кафедр проповедовали новые идеи, ждали перемен, требовали реформ – естественно, не впрямую, но намеками и экивоками. Естественно, все эти младореформаторы были на учете в полиции и по первому намеку свыше были бы отправлены в места не столь отдаленные, чтобы в Сибири кайлом добывать себе ореол страдальцев за народ и мучеников за науку.
Но царь, то ли по великой мудрости, то ли по великому простодушию, принял другое решение. Он решил доверить реформы именно тем, кто наиболее настырно их добивался.
Крамольные профессора были собраны в Москве, и сообщили им, что государь император а) – приобретает для них имение Петровско-Разумовское (тихое дачное место далеко за Москвой), дабы устроили они там академию по своему усмотрению; б) – предоставляет им жалование сообразно табели о рангах; в) – более в дела нового учебного заведения не вмешивается и предоставляет упомянутым профессорам всю свободу действий.
Профессора сначала остолбенели. Затем, выйдя из столбняка, написали устав нового заведения – чтоб было «как на Западе», только еще либеральнее. Согласно идеям светильников разума, юноши, жаждущие наук, должны были приниматься без экзаменов. Посещение лекций было необязательным. Экзамены были не экзаменами, но неким собеседованием, в котором ученые мужи и упомянутые юноши в совместной беседе искали истину. Ну, и т.д., и т.п. И дали о том объявление в газету.
И – хлынуло… Со всей Руси великой валом пошли в новую академию переучившиеся гимназисты, выгнанные студенты, сыновья диких степных помещиков, которых батьки под страхом смертельной порки посылали «за наукой», престарелые «вечные студенты», изгнанные из всех вузов империи и прочая разношерстная публика.
Портной, обшивавший студентов, вспоминал те времена: «Да разве сейчас студент пошел? Вот раньше… Кулаком двери вышибали! Как собаку завидит – и сейчас ее за хвост и норовит на дерево забросить!» Гомерические пьянки и кутежи сменялись драками со всеобщим мордобоем и эпатированием публики. Представьте себе – дачное место под Москвой, середина 19 века. Представьте себе дам и господ, прогуливающихся возле прудов.
- Ах! – восклицает какая-то дама – Взгляните, господа: голова плывет!
Все смотрят, и видят, как от другого берега плывет некто, видна только голова в студенческой фуражке. Дамы и господа толпятся, наблюдают за удивительным зрелищем. Студент подплывает, выходит на берег – и на нем ничего, кроме фуражки, нет. И в таком виде он, как ни в чем не бывало, начинает прогуливаться по аллее среди фланирующей публики.
Когда либеральные профессора увидели, что они натворили своими реформами, они начали разбегаться. И возвращались в родные пенаты совершенными ретроградами и консерваторами, благообразно причесанными и убежденными в том, что в каждой аудитории должен стоять городовой, что студентов надо водить на лекции строем, а по субботам поголовно сечь, правых – в поощрение, в виноватых – в наказание.
Оставались самые упорные: самые совестливые и самые бессовестные. Первые считали, что если уж натворили «реформ», то сами и должны расхлебывать, вторым можно было плевать в глаза, они утверждали, что все это божья роса и все идет прекрасно, свобода и либерализм важнее всего.
Естественно, ни о какой учебе и речи не было. Профессора-либералы читали лекции в пустых аудиториях, и вполголоса – если на задних рядах компания студентов играла в карты, то могла в случае чего и морду набить. Апофеоз был достигнут на экзамене по физике. Полная темнота. Ни один студент не может ответить на самый простой вопрос. И вдруг студент, которому достался вопрос о центре тяжести, сосредотачивается, напрягается, устремляет взор в пространство и говорит:
- Если тело повесить на нитке, то это и будет центр тяжести!
Профессор в восторге. Профессор понимает, что если говорятся какие-то слова о нитке, и это связано с центром тяжести, то читал все же студент учебник!! Торжество реформ!!! Блеск нового подхода!!! И он начинает стимулировать память студента:
- Так-так-так… Очень хорошо! Подумайте еще раз, правильный ответ совсем рядышком…
Студент, не расслабляясь ни на мгновение, не отрывая взора от пространства, боясь шевельнуться, чтобы не упустить мысль, возглашает:
- Профессор! Вы мне ничего не говорите! В учебнике написано: если тело повесить на нитке, то это и будет центр тяжести!!!
И с тех пор ни один студент не сказал ничего более осмысленного… Из 1111 слушателей всего 36 человек смогли кое-как окончить курс обучения, проучившись в два-три раза дольше положенных трех лет.
А между тем события развивались по логике, заложенной горе-реформаторами. К постоянному безделью, беспробудным пьянкам, гомерическому разврату добавилось еще и убийство.
И тут Александр II лавочку прикрыл. Оставшимся профессорам был зачитан указ, что либеральная самодеятельность прекращается и учебное заведение переходит в режим государственного вуза со стандартным уставом.
Можно, конечно, спорить о цене и ценности эксперимента. Но неоспоримо, что эксперимент был проведен точно и грамотно. Он проводился локально, не по всей стране, достаточно изолированно, чтобы не было посторонних влияний, и в развитие ситуации никто не вмешивался, пока идеи «либерал-реформаторов» не показали свою полную глупость и даже привели к кровопролитию.
И только потом, после целенаправленных и осмысленных реформ, проводимых как до революции, так и в советское время это учебное заведение стало тем, чем является сейчас – Российским государственным аграрным университетом им. К.А. Тимирязева, всемирно известным учебным и научным центром, давшим стране тысячи специалистов и десятки ученых с мировым именем.
ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
В эти годы чередой идет ряд юбилеев различных институтов – Московского института музыки и Одесского политехнического, Воронежского университета и Московского института стали и сплавов, Ленинградского института киноинженеров и Киевского института театрального искусства, Омского сельскохозяйственного института и Иркутского университета и многих, многих других. Все они были основаны в 1918-1920 гг., когда в стране еще бушевала Гражданская война. Но молодая Советская власть с первых дней думала о будущем и заботилась об образовании. Создавались новые и реформировались старые учебные заведения. И главным вектором реформ было открыть дорогу к высшему образованию талантливой молодежи. Уничтожить социальную несправедливость, когда способный юноша или девушка не могли учиться из-за невозможности оплатить учебу. Только личные качества – талант, трудолюбие, желание учиться открывали путь к вершинам науки.
И ничего мудрее такой политики придумать невозможно. Талантливые люди – это общенародное достояние, это уровень интеллекта нации, это одна из главных составляющих национального богатства.
При реформировании бережно сохранялись традиции российского высшего образования, которое считалось одним из лучших в мире. И главная традиция, восходящая к идеям Ломоносова – совмещение учебы, получения теоретических знаний, с трудовой практикой. Студент-железнодорожник обязательно проходил практику, начиная свой путь с паровозного кочегара. Студент-технолог должен был в совершенстве освоить работу слесаря и уметь работать на любом станке. Но только Советская власть открыла широкую дорогу в науку новым Ломоносовым.
Мне приходилось заниматься селекцией и формированием элитных сортов. Любой аграрий знает, что в элиту отбираются образцы только по индивидуальным качествам – урожайности, морозостойкости, содержанию питательных веществ и т.д. И никаких иных критериев нет. Никогда ни один настоящий селекционер не отбросит перспективный образец растения по каким-то посторонним соображениям.
И именно по таким критериям формировалась советская элита ученых и специалистов. Мальчик из далекого села, с детства на практике знающий сельское хозяйство, умеющий своими руками посадить и вырастить деревце имел все преимущества при поступлении в сельскохозяйственный вуз перед неумехой и бездельником, даже если богатый папаша подвозил его к вузу на личной «Волге». И точно так же мальчишка, строивший авиамодели, паяющий радиосхемы или смешивающий химреактивы был желанным абитуриентом технического вуза. Широчайшая сеть кружков технического творчества и юннатских станций помогала ребятам найти свое призвание как можно раньше.
Чтобы развить и не упустить таланты, в СССР миллионными тиражами издавались журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Юный художник» и другие. Журналы проводили заочные конкурсы и олимпиады, вели заочные школы, победители приглашались на учебу в школы-интернаты при знаменитых вузах. Были выездные приемные комиссии, которые густым гребнем прочесывали глубинку, выискивая талантливых ребят. Дипломы победителей технических соревнований и математических олимпиад ценились в приемных комиссиях выше, чем благополучные оценки в аттестатах. И уж что совсем не ценилось и никого не интересовало – так это толщина папашиного кошелька, к личным способностям и ценности будущего специалиста она никакого отношения не имела. Социальный лифт работал надежно – талантливый парнишка из крестьянской семьи мог подняться к вершинам науки и признания, а бездарному отпрыску богатых родителей успех не светил.
Вузовские приемные комиссии знали специфику своих институтов, под эту специфику и составлялись экзаменационные билеты. Набор вопросов по математике в авиационном институте отличался от вопросов в экономическом вузе, а вопросы по физике у будущих энергетиков отличались от вопросов у будущих химиков. Никакой обезлички и стрижки под одну гребенку – формирование специалистов начиналось еще на приемных экзаменах. Да и как же иначе? Саженцы – и то требуют индивидуального подхода, этот надо разместить так, другой иначе, а здесь речь идет о людях, будущих специалистах.
Конечно, реформы велись в советских вузах, велись постоянно и настойчиво, опыт лучших учебных заведений изучался и распространялся, но направление реформ было одно – повышение качества передаваемых знаний, улучшение отбора и формирования будущей элиты.
Но основа оставалась незыблемой – отбор велся только по способностям и только индивидуально.
Наибольшего успеха достигла советская концепция непрерывного образования в Зеленограде, центре электронной промышленности. Подготовка специалиста начиналась там на школьном заводе, куда принимались только успевающие ученики. На заводе собирали электронные часы и игры из комплектующих, которые делали на «взрослых» заводах. Там ребята знакомились на практике с технологией, организацией производства, охраной труда, технологической гигиеной – да и с экономикой, зарабатывали там деньги. Далее был путь со ступеньки на ступеньку – профтехучилище, техникум, институт. Получив первый опыт и специальность на школьном заводе парень или девушка могли переходить на «взрослое» производство, уже обладая профессией. Кто хотел совершенствоваться – мог поступать в профтехучилище, повышать квалификацию. Кто чувствовал, что ему по плечу более сложные и интересные вещи – шел в техникум. Кто хотел стать инженером или ученым – шел в институт. Причем путь в институт мог идти и прямо после школы, и по ступенькам – после училища техникум, после техникума институт. Ну, а после института кто-то шел в науку, в аспирантуру, а кто-то работал инженером – но не реже, чем раз в два-три года проходил курсы усовершенствования и переподготовки. Так обеспечивался высокий уровень специалистов в космической электронике.
ПРИ «ДЕМОКРАТИИ»
Но вот пришла «демократия». И стремительно покатился вниз уровень образования, во всей своей мерзости поднялась социальная несправедливость. Как мухоморы после дождя полезли всякого рода частные «мегауниверситеты» и «суперакадемии», готовящие поваров, президентов, парикмахеров, педагогов, предпринимателей, провизоров и вообще кого угодно. Дельцы от образования начали менять пачки купюр на красочно разрисованные дипломы и свидетельства.
Да и, с другой стороны, трудно их осуждать. Изменилась государственная политика в области образования. Профессия преподавателя вуза, одна из самых престижных и уважаемых в советское время, стала никому не нужной. Преподаватели превратились в нищих. И у некоторых появился комплекс типа «Ах, вы так? Тогда и мы так!». И плюнули на все высокие идеалы, как плюнуло на них «демократическое» руководство страны.
И вполне понятно, что платное образование коренным образом поменяло отношения студентов и преподавателей. Если раньше преподаватель наказывал бездаря и невежду, исключая его из вуза, то теперь он наказывал сам себя, ибо исключенный переставал платить. И эта циничная психология была очевидна и для студентов, и для преподавателей, возник как бы негласный договор, платное обучение стало катализатором коррупции.
Апофеозом политики «реформаторов» в образовании стало введение ЕГЭ, «единого государственного экзамена», против которого всегда выступали и ведущие ученые страны, и фракция КПРФ в Государственной Думе. Не будем сейчас перечислять все аргументы и доводы, которые много раз приводились и в полемике, и в патриотической прессе. Отметим только, что замена полноценного экзамена, фундаментальной проверки знаний, примитивным тестированием заведомо снизило качество отбора, потому что во многом превратило проверку в лотерею, игру «угадай-ка», в «поле чудес».
Да и как, в принципе, можно проверить тестированием понимание исторических процессов, понимание литературы? Зазубривание дат и фактов, знание художественных приемов, которые использовал тот или иной писатель, никак не заменят подлинных знаний. И это на фоне того, что преподавание истории Отечества сведено к минимуму, заменено некой «всемирной историей», что подлинные создатели и классики русской литературы зачастую остаются вне школьной программы.
Двести с лишним лет назад в маленькой провинциальной немецкой школе произошел такой случай. Учитель решил немножко отдохнуть и задал ученикам простую, но громоздкую задачку – сложить все числа от 1 до 100. И только собрался вздремнуть, как десятилетний мальчик, самый младший из разновозрастных учеников, сообщил ему ответ. Удивленный учитель попросил показать ему запись вычислений. И мальчик сказал, что пары чисел с начала и с конца дают одну и ту же сумму – 100+1=101, 99+2=101, 98+3=101, и т.д. Остается только умножить эту сумму на число пар и получить результат.
Учитель посадил мальчика на свое место, поклонился ему и сказал: «Дети! Вы будете всю жизнь гордиться, что учились с великим математиком!».
Этим мальчиком был Карл Фридрих Гаусс, один из величайших ученых своего времени, математик, физик и астроном.
А если бы Гаусс сдавал ЕГЭ? Гениально проведенное вычисление затерялось бы среди других бумажек с тупо и старательно полученными ответами. А если бы еще, не дай бог, допустил бы ошибку в граничных условиях (самая распространенная среди программистов даже не ошибка, а «опечатка») – то и вообще бы экзамен не сдал.
А ведь чаще всего наиболее важен именно ход, способ решения. И именно он, а не правильный результат демонстрирует способности ученика, отличает тупого исполнителя от таланта, натасканную и нарепетированную посредственность от гения.
Кроме того, ЕГЭ лишает выпускников дополнительного шанса. Выпускной школьный экзамен был как бы генеральной репетицией вузовского экзамена, после такой репетиции у абитуриента появлялась возможность подтянуться, обратить внимание на свои слабые места, подучить пропущенное. А объединение выпускного и вступительного экзамена в один отняло дополнительный шанс.
Результаты первого масштабного опыта с ЕГЭ уже привели к тому, что президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков оценил как «серьезную социальную катастрофу». ЕГЭ не смогли сдать почти тридцать тысяч молодых людей и они потеряли всякие перспективы на будущее. «Мальчики будут сейчас призваны в армию. После службы в армии они вообще уже не смогут сдать никакого ЕГЭ, поэтому они практически останутся на уровне неполного среднего образования, что лишит их всяких перспектив в жизни. Эта молодежь пополнит ряды криминальных структур, социально ущемленных людей. С каждым годом таких людей будет все больше и больше», – заявил С. Комков в интервью «Русской линии».
Но и среди тех, кто сдал ЕГЭ достаточно много таких, кто в заявлении о приеме в вуз допускал грубейшие ошибки. «Алемпеада», «серебреная медаль», «подленик», «юриспрюденция» - это словечки из заявлений абитуриентов, прошедших экзамен по русскому языку. И самые блестящие знатоки русского языка (по результатам ЕГЭ) оказались на Кавказе – Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия. Похоже, что создателями ЕГЭ был запущен очень опасный механизм – преподаватели из национальных республик из ложно понимаемого чувства местного патриотизма старались поставить «своим» баллы повыше, чтобы открыть дорогу в престижные вузы Москвы. По среднему баллу ЕГЭ на первом месте оказалась Якутия, на втором – Чукотка, далее шли кавказские республики. А Москва оказалась где-то на одиннадцатом месте. Москва, которая традиционно считалась – и была! – столицей образования и науки даже в те времена, когда не была столицей государства. И недалеко от Москвы ушли регионы средней полосы России.
В конце прошлого года московская милиция составила список двадцати столичных вузов, где чинили беспредел этнические бандитские группировки. На первом месте оказался Московский педагогический (!) институт, вуз, который готовит кадры учителей и воспитателей подрастающего поколения. Затем следовали Московский государственный строительный университет, Московский государственный университет путей сообщения, Московский государственный открытый университет, Московский институт управления, и т.д.
Во время обсуждения результатов ЕГЭ с министром образования и науки Фурсенко президент Медведев сказал: «Упрощая, мы двигаемся к ситуации, которая существует в развитых экономиках, образовательных системах: поступить в университет не так трудно, а учиться – гораздо трудней».
Ну, во-первых, это не так – в престижных советских вузах, таких, как МВТУ, МФТИ, МЭИ учиться было гораздо трудней, чем поступить, до диплома доходила примерно половина поступивших. А во-вторых, сейчас будет работать фактор, которого вообще не было в советских вузах.
Уже сейчас преподаватели вузов, вынужденные по закону о ЕГЭ принимать выпускников, не умеющих сложить простейшие дроби и делающих в трех словах четыре ошибки, готовятся к проведению контрольных, которые выявят «туфту». Мера разумная, оправданная и необходимая. То есть, по сути, провести все тот же экзамен, «послевступительный» если можно так выразиться. Этот экзамен, конечно, отсеет явных неучей, но и создаст дополнительные проблемы. Прежде всего, выяснится, что за бортом вуза остались те, кто по уровню своих знаний должен был занять места в аудиториях, но которые были оттеснены лжеотличниками (а их число, по оценкам экспертов, составляет до 25%). И, кроме того, в юных головах возникнет острое чувство разочарования, густо приправленное этническим душком: «наши преподаватели оценили нас высоко, а в Москве не любят выходцев с Кавказа, поэтому нас и отсеивают». И сколько из отсеянных и обиженных пополнит ряды этнических криминальных группировок, можно только догадываться. Но в том, что после первой же сессии пойдет волна межнациональных конфликтов, можно не сомневаться.
Так что кроме деградации качества образования, уменьшению числа людей с полноценным высшим образованием, снижения интеллектуального потенциала нации ЕГЭ приведет еще и к дополнительным этническим проблемам.
Но, кроме того, что ЕГЭ стал мощнейшим средством обезличивания, оболванивания, лишения индивидуальности, деградации студента, «реформы» привели к обезличиванию и деградации вузов. «Реформаторы» запустили в вузы опаснейший вирус. Если посмотреть на штатное расписание любого вуза, можно увидеть огромное число преподавателей, работающих на 1/2, 1/4, 1/8 ставки. Это результат того, что, с одной стороны, обнищавшие преподаватели мечутся в поисках подработки, а с другой стороны руководство вузов, чтобы выжить, берет на доли ставки «полезных людей», которые чем-то помогают вузу – скрытая форма коррупции, по сути.
И это – в высшем учебном заведении, которое по самой сути своей, из-за длительности и специфики учебного процесса, консервативно, держится на традициях и духовном наследии. А разве может дорожить честью учебного заведения, нарабатывать его имидж и престиж человек, для которого преподавание не дело и смысл жизни, а подработка, сегодня здесь, а завтра там? Так и разрушают «реформаторы» устои и традиции высшей школы, ведут дело к деградации и студенчества, и преподавательского корпуса. И речь идет уже не о кризисных явлениях, но об угрозе коллапса всей системы обучения и передачи знаний.
И если мы хотим спасти ту систему образования, которая вывела нашу страну на передовые позиции в науке и технике, открыла человечеству путь в космос и к освоению мирного атома, если хотим спасти интеллектуальный потенциал нации, надо немедленно остановить бездарные «реформы», восстановить фундаментальную систему образования, которая формировалась в России, развивалась и сберегалась при любой власти, как важнейшая составляющая национального богатства страны.
В. И. Кашин, зам. Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы, Академик РАСХН
«Об истребовании информации о мерах, предпринимаемых Правительством РФ по поддержке социально незащищенных слоев населения в Республике Марий Эл в условиях социально-экономического кризиса»
Депутатский запрос депутата-коммуниста
Уважаемый Владимир Владимирович!
Республика Марий Эл занимает 79 место по индексу качества жизни. В прошлом году численность населения с доходом ниже величины прожиточного минимума составила 182,8 тысяч человек или почти 30% от численности населения Марий Эл. В 2009 году ситуация стала еще хуже.
По данным Федеральной службы государственной статистики, среди регионов Приволжского федерального округа Марий Эл занимает предпоследнее – 13 место по уровню средней заработной платы. При этом среднемесячная зарплата в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве ниже 6 тысяч рублей. При том, что чиновники в Марий Эл по уровню доходов занимают 29 место по России и 3 место в Приволжском федеральном округе. За семь лет (2001-2008) зарплата марийских чиновников выросла почти в 7 раз.
Последний обнародованный доклад Минрегионразвития РФ об оперативном социально-экономическом положении регионов показал ухудшение положения Республики Марий Эл. По оценке министерства, республика не может справиться со своими обязательствами в 2009 году.
На основании ст. 7, 14, 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прошу Вас проинформировать о мерах, предпринимаемых Правительством РФ по поддержке социально незащищенных слоев населения в Республике Марий Эл в условиях социально-экономического кризиса.
С уважением, Первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ Харитонов Н. М.
Впечатления от правления
9 августа 1999 года российское правительство возглавил Владимир Путин. За десять лет непрерывной власти он хорошо запомнился гражданам. «Коммерсант-Власть» в числе подборки мнений различных политиков публикует и точку зрения Г.А.Зюганова.
- Назовите три самых сильных впечатления от Владимира Путина
- 1. Первое послание Федеральному собранию, от которого веяло государственностью и патриотизмом, а главное - желанием выбраться из ельцинской колеи. Но сделать этого не удалось.
2. Утверждение нового гимна.
3. Укрепление централизации власти и попытка унять местных князьков. А попытка замирить Кавказ пока успехом не увенчалась.
- Кто больше изменил страну: Ельцин или Путин?
Трудно сказать - в нынешней России одни разрушители. Ельцин разрушил экономику и безопасность. А Путин уничтожает остатки, вытаптывает социалку, медицину и образование.
Время затягивать пояса
Массовое сокращение социальных расходов началось в регионах и муниципалитетах России. Как пишет «Независимая газета», к этому их вынуждают нарастающий бюджетный дефицит и недвусмысленные рекомендации Минрегионразвития. Под удар попадают пенсионеры, инвалиды, сироты и дети. Местные власти лишают социально незащищенные слои населения права бесплатного проезда на муниципальном транспорте, отменяют социальные выплаты, сокращают часы работы детских садов и т.п.
Все большее число муниципалитетов и регионов вынуждены отказываться от ставших привычными мер социальной поддержки населения. Власти Сочи с 1 августа отменили ежемесячную надбавку в 500 руб., которую получали 101 тыс. местных пенсионеров. В Краснодарском крае с того же дня сокращены льготы при проезде пенсионеров в автобусах пригородного сообщения.
В Тобольске отменен бесплатный проезд для работающих пенсионеров в городском транспорте, а в Качканаре сокращены часы работы детских садов.
Региональные и местные власти вынуждены идти на непопулярные меры из-за вызванного кризисом резкого падения бюджетных доходов. По данным Минрегионразвития, в январе-мае наибольшее падение доходов зафиксировано в Тюменской области (на 29%), Красноярском крае (на 27%), Москве (на 24%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 23%), Кемеровской области (на 22%), Челябинской области (на 20%), Удмуртской Республике (на 19%), Самарской области (на 16%). Согласно выводам министерства, лишь восемь территорий смогут в этом году полностью выполнить ранее принятые обязательства, в том числе по социальным программам. В сложившихся условиях субъекты Федерации и муниципалитеты, положение с бюджетом в которых зачастую еще хуже, чем в регионах, вынуждены затягивать пояса.
Ольга Радько, NR2.Ru
Оружия в нашей стране нет и не будет?
Необходимость перевооружения нашей?армии?назрела? давно, ибо?после?разрушения СССР начался?преднамеренный развал армии, продолжающийся и?до сих?пор. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов в 2008 году было боеспособно только 15–20% армии РФ. Все остальное существует на бумаге или имеет невосполнимые потери техники и людских ресурсов и не способно выполнять свои функции.
Это наглядно демонстрирует состояние систем ПРО и ПВО. Около 72% территории России «не закрыты» ПВО и ПРО. 80% эксплуатируемого оборудования выпущены 30 и более лет назад. Они бесполезны для обороны, так как не способны уничтожать большинство современных средств аэрокосмического нападения.
Аналогичная ситуация в?России с?высокоточным оружием, системами?управления, радиоэлектронной разведки, интеллектуальным оружием. Редкие экземпляры нового оборудования и?вооружений, поступающие?в?армию, не способны изменить ситуацию. Кроме того, они очень дорогие, ибо выпускаются малыми сериями и недоработаны. Но даже их в случае необходимости ВПК не способен выпускать серийно из-за отсутствия финансирования и недостатка кадров (средний возраст технического персонала ВПК – 54 года, а дефицит кадров – около 60%).
В целом?по России в?Вооруженных? силах?доля современного вооружения (по самой?оптимистичной?оценке) не превышает 8%, причем большая?его? часть (85%) сосредоточена?в?МВД. Проще? говоря, у?нас?фактически нет?армии? и?военной?промышленности. Последний военный конфликт в Закавказье подтверждает это. И только ядерное оружие (в основном советского производства) позволяет сдерживать аппетиты многих авантюристов в отношении России. Но это на ближайшие 5–6 лет, а что будет дальше?
Похоже, этот вопрос наконец-то стали задавать себе и власти. В последнее время они пытаются исправить положение. Но от этого мало толка и вот почему. В течение последних 20–25 лет никто из власть имущих не обращал внимания на ВПК и армию. Она деградировала. Во главе армии и ВПК оказались случайные люди, чуждые ей идейно и профессионально. ?
Они разваливают ВПК и армию в силу своего непрофессионализма, попутно используя служебное положение для личного обогащения. Видя все это, многие офицеры ушли из армии. «Потери» технического персонала армии за последние 15 лет составили 90%. Причем 75% уволившихся были специалистами с 10-летним опытом службы и средним возрастом в 35–40 лет. Теперь для восстановления технического состава армии необходимо 8–15 лет. То же справедливо и для командного состава.
Но? когда?стали?выделяться хоть какие-то финансовые средства, оказалось (цитируем? зарубежные спецслужбы): «40% военного бюджета РФ в прошлом году было украдено, 54% использовано неэффективно и только 6% реально пошло на оборону». Нас уверяют, что во главе армии стоят честные и знающие люди. Допустим, что это так и? что человек, прекрасно торговавший мебелью, достоин стать министром обороны. Вот и пусть выбивает из парламента достойное финансирование армии, чем во всем мире занимаются гражданские министры обороны. Но перевооружать армию должны профессионалы, понимающие толк как в методах ведения современной войны, так и в современных системах оружия.
Опыт?последних?военных?конфликтов показал, что?армия?без?высокотехнологичного оружия, цифровых систем связи и систем, радиоразведки, постановщиков помех, компьютерных систем, спутниковой навигации и т.д. обречена на поражение. Поэтому многие страны энергично проводят перевооружение своих армий. К 2015 году современное оружие составит около 80% всего вооружения в мире. В этой массе будет преобладать «интеллектуальное» оружие (70%), которое функционирует как без человека, так и при его участии (но человек удален на безопасное расстояние и управляет техникой с помощью каналов связи).
Высокая эффективность такого оружия обусловлена достижениями электроники и ее превосходством над физическими способностями человека (например быстродействие, работоспособность в течение 24 часов в сутки и т.д.) и исключается человеческий фактор. Это прежде всего беспилотные самолеты и вертолеты, радиоуправляемые БТР и танки (с активной защитой), роботы по уничтожению мин и т.д.
Это оружие коренным образом?меняет стратегию? и?тактику?войн. Ушли в?прошлое? танки?с?лихими десантниками на броне, прорывающие?оборону?противника. Их уничтожат в считанные секунды. Более того, возникает принципиально новое оружие, эффективнее атомного. Например, оружие на основе низкочастотных генераторов, вызывающее галлюцинации и массовые самоубийства солдат и офицеров противника.
Однако? современное оружие бесполезно без хорошо подготовленных специалистов. Их отсутствие или низкий уровень подготовки снижает эффективность применения оружия и увеличивает потери. События в Афганистане, Югославии, Ираке и Грузии только подтверждают зависимость потерь личного? состава и техники от уровня подготовки специалистов.
Поэтому наряду с?разработкой?и?внедрением нового оружия особое внимание в?иностранных? армиях уделяется?качеству подготовки и?увеличению количества в?армии? специалистов по высокотехнологичному оружию и оборудованию. Например, выпуск офицеров по специальностям, связанным с системами управления войсками, спутниковой навигацией, связью, в 2009 году возрастет в мире на 200–300%.
Подготовка? такого специалиста?стоит?дорого, примерно в 12–15 раз?дороже, чем подготовка лейтенанта-мотострелка. Поэтому практически во всех странах мира предусмотрено увеличение расходов на военное образование в 3–4 раза. Тем более что один оператор беспилотного летательного аппарата (в зависимости от задачи) может заменить взвод разведчиков или 3–4 экипажа легких (средних) бомбардировщиков. Использование автоматизированных систем ПВО и ПРО сокращает персонал на 80% при повышении эффективности на 30–50%.?
Но? это?в?мире. У?нас?картина? противоположная. В?течение?трех последних?лет были закрыты большинство военных училищ связи и военные кафедры гражданских вузов (МТУСИ, МИЭТ и т.д.), готовившие специалистов в области электронных, связных и инфокоммуникационных систем. И это при том, что армия РФ и ВПК испытывает острейший кадровый дефицит технических специалистов именно по этим специальностям. Недокомплект в армии (техников ВВС, операторов РЛС и т.д.) и в оборонке (технологов, техников, инженеров, конструкторов и т.д.) составляет от 30 до 60% специалистов по штатам мирного времени. ?
По самым скромным расчетам, в армии должны служить 155 тысяч специалистов, связанных с электроникой, программированием, ПВО (ПРО). И 200–250 тысяч (в возрасте до 50 лет) должны находиться в резерве. Эту проблему можно решить, если ежегодно выпускать порядка 3–3,5 тысячи специалистов, знакомых с современными системами вооружения. Однако в 2008 году в России было подготовлено всего 356 таких специалистов и только 40 из них (причем не самые лучшие) попали в армию.
Необходимо отметить, что?в?последнее?время в Министерстве обороны РФ заявляют о необходимости создания военной академии связи на базе Новочеркасского военного училища. Эту академию планируют сформировать на основе выводимых из Санкт-Петербурга военной академии связи и военных училищ Сибири, Дальнего Востока, Центральной России.
Но это, по мнению специалистов, не только не решает, но и обостряет проблему. Ведь ясно, что большинство преподавательского состава не собирается переезжать в Новочеркасск. В городе (по признанию самих преподавателей училища в Новочеркасске) нет жилья и для курсантов, и преподавателей, отсутствует учебно-материальная база, спецполигоны. Создание всего этого обойдется государству минимум в 10 миллиардов долларов. Что у нас в условиях кризиса деньги девать некуда?
Кроме того, на создание академии уйдет не менее 3–4 лет (даже при положительном решении проблемы преподавательских кадров). А первый выпуск специалистов будет не ранее чем через 8–9 лет. Да и вообще непонятно: зачем разрушать систему подготовки военных специалистов, доказавшую свою эффективность? Не лучше ли имеющиеся средства направить на решение социально-экономических проблем.
Если? относиться к?восстановлению обороноспособности России серьезно, без?«реформаторского»? зуда, то необходимо начиная?с 2009 года восстановить не только ряд военных училищ, но и военные кафедры при гражданских институтах, имеющих соответствующий профиль. Этого будет достаточно для того, чтобы доукомплектовывать армию и создать стратегический 30%-ный резерв в течение ближайших 5 лет. Без этого наша армия в самое ближайшее время окажется неспособной защищать Россию.
Алексей Федоров, «Советская Россия»
Единороссы ответили за фальсификацию!
30 июля 2009 года кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда приговор Заводского районного суда вступил в законную силу.
Ранее приговором этого суда? председатель участковой избирательной комиссии №107 Минаева Светлана Александровна, выдвинутая в состав комиссии от политической партии «Единая Россия», признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере двести тысяч рублей.
Было установлено, что Минаева С.А. совершила заведомо неверное (не соответствующее действительности) составление протокола об итогах голосования на довыборах депутата городской думы по Заводскому избирательному округу №6. Судебное разбирательство по делу Минаевой С.В. проводилось очень тщательно. Было проведено 37 заседаний, никаких препятствий к высказыванию сторон не осуществлялось.
Также на председателя избирательной комиссии г. Саратова г-на Зотова Олега Васильевича судом было выписано частное постановление. Кассационная жалоба г-на Зотова? судебной коллегией по уголовным делам Саратовского областного суда по большей части оставлена без удовлетворения.
Кроме того, вынесено частное постановление в адрес прокурора Заводского района г.Саратова? с целью обратить его внимание на факт незаконного внесения в дополнительный список избирателей УИК №107 лиц, не проживающих на территории данного избирательного округа, что было установлено в ходе судебного заседания.
В настоящее время по данному факту следственным отделом при прокуратуре Заводского района г.Саратова ведется расследование. Есть уверенность, что и за это преступление закона виновные ответят по полной программе!
Саратовская общественность обязуется? проследить, из каких средств г-жа Минаева С.А. будет выплачивать назначенный ей штраф. Если у фальсификатора обнаружатся «спонсоры», то горожане и налоговые органы об этом непременно узнают.
От редакции. Интересно, сколько бы единороссов, подвизавшихся в различных избирательных комиссиях в нашей республике, предстали бы перед судом, если бы правоохранительные органы республики не работали «в одни ворота», а четко исполняли законы? Во всяком случае, кое-кому надо взять на заметку случившиеся в Саратове.
Пресс-служба Саратовского обкома КПРФ
Курс на самоликвидацию
Деловая активность в кризис в России неуклонно снижается, потери бизнеса продолжают расти. Об этом свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС). По информации налоговиков, в первом полугодии 2009 года в России было создано 115,6 тысяч новых коммерческих организаций, что на 45% меньше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. На 1 июля текущего года количество действующих компаний составило 4 млн. 132,5 тыс., сообщает газета РБК daily со ссылкой на ФНС.
Желания заняться малым бизнесом у россиян также поубавилось. В январе-июне 2009 года было зарегистрировано на 46,3% меньше индивидуальных предпринимателей, чем за аналогичный период прошлого года. В первом полугодии лишь 122,4 тыс. граждан решили заняться коммерцией. В итоге сейчас их число в России составляет 3 млн. 726 тыс.
По малому и среднему бизнесу кризис ударил больнее, ведь у него нет серьезного запаса прочности или финансовых ресурсов. В итоге в первом полугодии закрыли свой бизнес почти 250 тыс. коммерсантов. Хотя в первом полугодии 2008 года число таких граждан составило всего 149,6 тыс. При этом о закрытии крупных компаний было объявлено 143,5 тысяч раз.
По мнению экономистов, сегодняшнее плачевное состояние деловой активности – это иллюстрация экономического кризиса.
Низкая доступность кредитных ресурсов, падение потребительского спроса, снижение доступности импорта из-за пусть плавной, но все же девальвации приводят к тому, что число малых предпринимателей начало сокращаться, отметил старший менеджер департамента госконсалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин.
Кроме того, нужно учитывать, что значительная часть предпринимательства локализована в сфере торговли и услуг населению, то есть сокращение потребительского спроса ударило по ним очень существенно, добавил эксперт.
Впрочем, аналитики отмечают, что данные налоговиков не отражают реальную активность бизнеса. Количество компаний, уже не ведущих деятельность, может быть и значительно больше. Обычно даже если бизнес компании прекращается, владельцы не торопятся ликвидировать организацию. Официальная ликвидация – это трудоемкий процесс, который к тому же включает в себя налоговую проверку.
Кроме того, закон не запрещает фирме существовать без оборотов и сдавать нулевую отчетность – именно так все и делают, отмечают экономисты. По их мнению, сокращение числа предпринимателей и уменьшение оборотов компаний негативно скажется на налоговых поступлениях.
NR2.Ru
На грабеж, как на работу
В Марий Эл пресечена деятельность преступной группы, на счету которой десятки дерзких грабежей, краж, разбойных нападений. Только за 5 с половиной месяцев 2009 года ущерб от их действий превысил 15 миллионов рублей: для маленькой и небогатой республики сумма огромная.
Что двигало 20-летними парнями, которые врывались в чужие дома и угрожали оружием беззащитным людям? Почему и как они “штурмовали” производственные базы и склады? Возможно, поиск ответов на эти вопросы позволит по-новому взглянуть на ситуацию.
На грабеж,? как на работу: так можно характеризовать активность молодчиков, выходивших на криминальный промысел по несколько раз в месяц, порой с интервалом в 2–3 дня. Как выяснилось, почти всем фигурантам, которые проходят по этому делу, примерно лет по двадцать. Жили ровесники в одном поселке: ни работы, ни нормального образования. Зато появилось желание жить красиво и стремление самоутвердиться, причем за чужой счет.
Это и послужило основной причиной, по которой молодежь из поселка сбилась в “стаю”. Кто-то надеялся найти здесь решение своих материальных проблем, лишь обострившихся в связи с кризисом, других подтягивали в группу за долги, третьи пришли от скуки. Были и те, кто примкнул из опасения остаться “за бортом”, — ведь закон стаи жесток: кто не с нами, тот против нас. И убедиться в этом парни успели не раз.
Компания подобралась пестрая: оказались здесь и дети из обычных семей, и парень-сирота из детдома, и даже отец двоих малышей. Молодые люди решили объединить усилия для поиска “легких” денег. Сначала, как водится, занимались мелкими кражами, затем обзавелись масками и обрезом. Новогодние праздники отметили бурно: в Звениговском районе за неделю подверглись набегам сразу два магазина.
В один из них сообщники проникли, взломав ночью дверь: краденая выпивка, закуска, сигареты и прочие “мелочи” потянули на сумму в 100 000 рублей. Ночные визитеры умыкнули из магазина даже мягкие игрушки: то ли сами не наигрались, то ли решили использовать их в качестве новогодних сувениров. Но детские забавы уже скоро переросли во “взрослые игры”. На другую торговую точку в надежде сорвать немалый куш подельники совершили разбойное нападение. Один из сообщников, угрожая обрезом, загораживал выход, другой тем временем, перемахнув через прилавок, забрал у продавца выручку. Такой незамысловатый сценарий они разыгрывали впоследствии не раз. Правда, злоумышленники не учли, что кризис не способствует продажам: добыча оказалась невелика — 5 000 рублей.
Тогда решено было действовать иначе: ставку сделали на кражу продукции, техники и оборудования для традиционно прибыльной деревообработки. Благо, большинство производственных цехов и помещений плохо защищены от подобных посягательств: воруй — не хочу. Понимая, что в разгар кризиса люди менее щепетильны, ловкачи быстро организовали сбыт краденого, предлагая всегда востребованные электро- и бензопилы, станки, инструменты, вагонку, оконные блоки и дорогую лесовозную технику за полцены.
Первые шаги на этом поприще были, возможно, не очень ловкими, но результативными. Чтобы опустошить за ночь цех и украсть инструменты и станки на сумму почти в полторы сотни тысяч рублей, сообщникам понадобилось всего лишь взломать дверь запасного выхода и спились дужку замка. Ни сигнализации, ни других серьезных преград не оказалось.
Успех окрылял. Действия налетчиков становились все более дерзкими: весной преступная группа организовала разбойное нападение на производственную базу. На дело вышли в ночь с 8 на 9 марта. Расчет был простым: настроенная на лирический лад охрана, скорее всего, отметит Международный женский день как полагается. Совпадение это или нет, но факт остается фактом: один из охранников базы этой ночью пустился в загул.
С ведомственной охраной, которую за копейки нанимают хозяева предприятий, такое порой случается. Впрочем, окажись оба сторожа на месте, на исход дела это, наверное, не повлияло бы. Нападавшие были настроены решительно, поскольку знали — добыча их ждет солидная. Застав сторожа врасплох и скрутив ему руки, злоумышленники принялись “очищать” территорию базы от всего, что представляло материальную ценность. Непрошеные гости? хозяйничали здесь свыше 4 часов, похитив помимо денег и оборудования две автомашины УРАЛ с гидроманипуляторами.
Одна из машин оказалась не на ходу, но подельников это не смутило: у них было время, чтобы переставить аккумулятор и залить солярку. Ведь база, расположенная на краю деревни, мало кого интересовала, тем более 8 марта.
Тесное общение с чужим автотранспортом вдохновило приятелей на кражу еще одной машины. Отдохнув пару деньков, сообщники направились в гараж одного из крестьянских хозяйств. Сорвав замок с ворот никем не охраняемого объекта, они “увели” практически новый УАЗик, стоивший — ни много ни мало — 318 476 рублей. Красоваться на угнанном авто они не собирались: переставив колеса и наиболее ценные запчасти на свою собственную машину, подельники утопили кузов краденого автомобиля в болоте.
Став более “мобильными”, парни попытались расширить свой кругозор и “поработать” за пределами республики. Вскоре гастролеры из Марий Эл наследили в Кировской и Нижегородской областях, похитив охотничьи ружья, патроны и деньги, а также совершив ряд нападений на автозаправочные станции. В одном из эпизодов, при попытке работников АЗС вызвать милицию, нападавшие вылили в окно оператора бензин и подожгли его. Чем грозила эта выходка, представить не сложно: в любой момент бензин мог загореться, а заправочная станция вместе с персоналом — взлететь на воздух. Бездумная жестокость, которой сопровождалось это криминальное “турне”, говорила о том, что подельники становятся все более дерзкими и опасными.
Войдя во вкус, криминальная группа стала действовать по-крупному. Так, в мае злоумышленники, разобрав кирпичную стену склада, украли более 50 деревянных “евроокон” на крупную сумму денег.
А буквально через месяц парни решили удвоить свой “капитал”, организовав разбойное нападение на жилье предпринимателя, который, по их сведениям, занимался продажей мяса и хранил дома солидные сбережения. Уверовав в благосклонность фортуны и свою безнаказанность, парни решили ворваться в его дом средь бела дня. Подобный опыт у них уже был. Тремя неделями ранее они в дневное время совершили разбойное нападение на магазин, забрав у продавца — под угрозой ножа и пистолета — 25 тысяч рублей. Чтобы остаться неузнанными, орудовали в масках.
Примерно по такой же схеме решили действовать и на этот раз. Сообщники дождались, когда взрослые ушли по делам, ворвались в дом, связали находившегося там подростка и забрали, все что представляло для них интерес: 520 000 рублей, оружие и сотовый телефон. Шестиклассник, которого связали шнуром от зарядного устройства и хорошенько припугнули, безропотно показал нападавшим, где лежат деньги. Запомнить какие-либо приметы преступников и описать их мальчик не смог.
Казалось бы, все шло по плану. На руках у сообщников оказалась солидная сумма денег: в этот раз их решили не проедать, а вложить в развитие криминального “бизнеса”. Намереваясь поставить дело на поток, приятели приобрели технику, которая очень пригодилась бы им для осуществления преступных замыслов. Как раз в момент приобретения этой техники их и задержали.
В результате кропотливой работы сотрудникам уголовного розыска удалось выйти на след преступной группы и доказать ее причастность к значительному количеству эпизодов. В ходе обысков изъято похищенное имущество граждан, травматическое оружие, обрез охотничьего ружья, патроны и маски. Задержаны пятеро фигурантов, которые содержатся в следственном изоляторе, еще трое находятся в розыске. В настоящий момент задержанные дали признательные показания. Ведется работа по выявлению новых фактов их преступной деятельности.
MariUver
Доигрались в «демократию»
Без помощи из-за рубежа Латвия в августе не сможет выплачивать зарплаты, пенсии и другие государственные платежи. Об этом заявил премьер-министр страны Валдис Домбровскис, сообщает Delfi . По его словам, переговоры с кредиторами будут очень сложными.
Домбровскис добавил, что стране необходимо обойтись без конфронтации общества. “Противостояние друг против друга не пополнит счета Государственной кассы и не вернет нас на несколько лет назад”, - подчеркнул он.
16 июня латвийский Сейм утвердил поправки к бюджету 2009 года, согласно которым пенсии граждан будут сокращены на 10 процентов, а зарплата бюджетников на 20 процентов. Коснувшись этой темы, Домбровскис сказал, что другого выхода у правительства не было. “Эти решения могут предотвратить распад государства”, - заявил премьер.
Латвийская экономика сильнее других в Европе пострадала от глобального финансового кризиса. В первом квартале 2009 года ВВП страны рухнул на 28 процентов по отношению к предыдущим трем месяцам. Для спасения национальной экономики Латвия договорилась о кредите МВФ в размере 7,5 миллиарда долларов.
newsland.ru
Ничего не изменилось
Мы постоянно слышим, как “тают” состояния миллиардеров, как “режут” бонусы топ-менеджерам, пишет Popint.ru. ?Может даже возникнуть впечатление, что через какое-то время разрыв между бедняками и теми, кто зарабатывает больше всех, сократится.
Ничуть не бывало.
Как свидетельствует неумолимая статистика, соотношение между теми, кто получает меньше всех и больше всех, в кризисное первое полугодие 2009 года абсолютно не изменилось по сравнению с “благословенным” первым полугодием 2008 года.
Согласно распространенным 30 июля данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам I полугодия 2009 года на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходилось 30,4% общей суммы денежных доходов, тогда как в I полугодии 2008 года этот показатель достигал 30,5%.
В предыдущие годы на 10% самых богатых приходилось меньше денег: в I полугодии 2007 года - 30,2%, в I полугодии 2006 года - 29,9%, в I полугодии 2005 года - 29,6%.
Теперь, что касается бедняков.
На долю 10% наименее обеспеченного населения страны в январе-июне 2009 года пришлось лишь 1,9% общей суммы денежных доходов жителей РФ. В первом полугодии 2008 года значилась такая же цифра - 1,9%.
То есть положение самой бедной части населения, если сравнивать его с остальными, осталось без изменений.
Смягчить наказания
За смягчение наказаний в отношении граждан, впервые совершенных незначительные преступления, выступает заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин. “Я всегда говорил, что расходовать уголовно-правовую норму надо экономно, и там, где человек впервые совершил малозначительное преступление, не стоит определять наказание, связанное с лишением свободы”, - заявил депутат в интервью REGIONS.RU/”Новости Федерации”.
Парламентарий разделяет мнение министра юстиции относительно того, что “самое главное - это неотвратимость наказания, а не принцип жестокости”. “Однако, - продолжил он, - я согласен не со всеми поправками, подготовленными Минюстом. Ничего не имею против того, чтобы не применять уголовную ответственность за причинение побоев, не повлекших за собой вред здоровью человека. Но я бы не торопился с переводом таких уголовных преступлений, как незаконное проникновение в жилище, охота на птиц и зверей с причинением большого ущерба, а также криминальные аборты в разряд административных правонарушений. В этих случаях грань между административным и уголовным наказанием будет очень тонкой”.
Политик считает, что для всеобщего равенства перед законом “прежде всего, не должно быть вмешательства в судебную деятельность”. “Тогда судебные решения будут исходить не из имущественного принципа, а на основании законодательства”, - подчеркнул депутат, отметив при этом, что “пока в стране огромное социальное расслоение, нельзя достичь реального равенства граждан перед законом”.
Для того, чтобы суд был не только справедливым, но и гуманным, необходимо, по мнению депутата, “реализовать комплексную программу по объективности и независимости суда”. “Прежде всего, суды не должны формироваться с участием президентских и правительственных структур. Формирование судов должно идти только лишь представителями законодательных органов власти: Госдумы и Советом Федерации. Суды же районного и городского уровня должны избираться. Кроме этого, судьям необходимо предоставить нормальные условия труда и решить их социальные вопросы. Но самое главное, вмешательство в судебную деятельность должно быть приравнено к тяжким преступлениям”, - подытожил Виктор Илюхин.
НОМЕР 18 (282) от 7 АВГУСТА 2009